Дивеево


Батюшка Серафим
Преподобный Серафим Саровский родился в Курске 19 июля 1754 г. в семье купца Исидора Мошнина, занимающегося каменным строительством. В миру преподобный носил имя Прохор. Отец Прохора умер, когда ему было всего 3 года.  После его смерти, делом всей жизни семьи Мошниных было строительство храма во имя Казанской иконы Божьей Матери и преп. Сергея Радонежского (Сергиево - Казанский храм).
С самого детства батюшки Господь своими чудесами являл предъизбранность этого человека. В возрасте семи лет Прохор осматривал с матушкой колокольню строящейся церкви, нечаянно оступившись, упал с тридцати метровой высоты. К большому удивлению окружающих, ребенок оказался жив и здоров. В десять лет Прохор сильно заболел, надежды на выздоровление почти не было. Во сне мальчику явилась сама Царица Небесная, пообещав посетить и исцелить его. В скором времени через двор семейной усадьбы прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородица, мальчик приложился к иконе и быстро пошел на поправку.
Матушка Серафима была известна благочестивым образом жизни и благотворительностью, своим примером она учила сына добротельной жизни. Носил всю жизнь при себе Преподобный - медный крест, которым мать благословила его на монашество. По завершению строительства Сергиево-Казанского храма Прохор отправляется с паломниками пешком из Курска в Киев. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословляет его идти в Саровскую обитель. 20 ноября 1778 года он прибывает в Саров. Пробыв восемь лет послушником, он принимает иноческий постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Однажды, на страстной неделе в Великий четверг во время литургии произошло первое явление Господа нашего, Иисуса Христа преподобному Серафиму. 2 сентября 1793 г. Серафим был посвящен в иеромонахи.
После смерти отца Пахомия Серафим принял решение уйти из монастыря и поселиться в лесной келье, расположенной в нескольких километрах от обители. Там он находился в беспрестанной уединенной молитве, придерживаясь строжайшего поста и посещая обитель лишь в субботние дни, перед всенощной, возвращаясь к себе в келию после литургии.
Живя один в своей пустыньке, он не раз испытывал искушения, которые посылал враг рода человеческого. Однажды, когда преподобный Серафим рубил в лесу дрова, к нему подошли три неизвестных крестьянина и стали нагло требовать денег. Преподобный Серафим ответил, что денег у него нет. Тогда один из разбойников бросился на него и тут он упал. Св. Серафим был сильный, держал  руке топор, но он вспомнил слова Спасителя: «Всё приемли!». Он опустил топор, сложил на груди руки крестом и сказал разбойникам: «Делайте, что вам надобно». Разбойники ударили о. Серафима обухом топора по голове, изо рта и ушей хлынула кровь, он упал замертво. Разбойники связали его веревками, били ногами. Подумали, что он мертв, бросили его, а сами кинулись обыскивать его келью. Но в келье разбойники нашли только одну икону и несколько картофелин. Злодеи устыдились содеянного и убежали.
Через некоторое время преподобный Серафим пришёл в чувство, кое-как избавился от веревок, которыми был связан, поблагодарил Бога за безвинное страдание, помолился о прощении грабителей. Истерзанный, к утру добрался он до обители.
Врачи осмотрели его и сказали, что голова проломлена, рёбра перебиты, грудь оттоптана, на теле смертельные раны. Врачи были удивлены, что он ещё жив.
В тонком сне, к его одру явилась Пресвятая Богородица с двумя апостолами: Петром и Иоанном. Она сказала обращаясь к Серафиму: «Сей от рода Моего» и даровала ему исцеление.    После этого события преподобный Серафим еще пять месяцев жил в обители, поправляя свое здоровье. А потом снова возвратился в свою пустыньку для прежних духовных подвигов.
Когда грабители-крестьяне были уличены, о. Серафим обратился к настоятелю обители и к помещику, что если крестьян-разбойников накажут, то он навсегда уйдет из Сарова в дальние места. По просьбе старца, их простили, но вскоре случился пожар, и их дома сгорели. Крестьяне раскаялись и приходили к о. Серафиму, просить прощения. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келию.
Весной 1810 года Преподобный возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Кроме подвига молчальничества (длившегося около трех лет во время его нахождения в пустыньке) батюшка взял на себя подвиг затвора, находясь в непрестанной молитве и Богомыслии.
25 ноября 1825 года Матерь Божия явилась преподобному и благословила его на старчество. Он открыл свои двери для всех страждущих помощи, утешения и наставления.
В последние годы своей жизни батюшка сделал многое для развития Дивеевской женской обители.
В праздник Благовещения, батюшке Серафиму в двенадцатый раз явилась Пресвятая Богородица вместе с Крестителем Господним Иоанном, апостолом Иоанном Богословом и двенадцатью девами  — святыми мученицами и преподобными. Пресвятая Дева долго беседовала с Серафимом и сказала: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».
В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о своей близкой кончине. Почил преподобный Серафим Саровский 2 января 1833 г., прежде причастившись Святых Христовых Тайн и благословив братию монастыря.
Дивеевская обитель
Дивеевский монастырь расположен в 50 км к югу от Арзамаса. Зародился он во второй половине 18 века.
В это время в Киеве, во Флоровском монастыре проживала богатая помещица-вдова Агафья Семёновна Мельгунова. Однажды после длительной ночной молитвы она сподобилась видеть Божью Матерь. Пресвятая Богородица велела ей идти на Север о обходить монастыри и пообещала указать место, где будет основана великая обитель Божьей Матери. Агафья Семёновна много странствовала, и по пути в Саров оказалась в селе Дивеево. Во время отдыха около приходского храма ей второй раз явилась Божья Матерь и сказала: «Вот то самое место, которое я повелела тебе искать. Я построю здесь такую обитель Мою, равной которой не было и не будет никогда во всём свете. Это мой четвёртый удел во всей Вселенной». Сама царица Небесная возложила на Агафью Семёновну послушание. Мельгунова продала своё имение и на вырученные деньги в Дивеево вместо деревянного храма построила каменную приходскую церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери. Затем Агафья Мельгунова основала небольшую женскую общину. Во всех своих начинаниях она обращалась за советом и благословением к саровским старцам. Почувствовав приближение смерти, она обратилась к саровскому игумену с просьбой не оставлять без духовной помощи дивеевских сестёр, живших в общине, а в будущем и обители, основанной Божьей Матерью. Саровский игумен был в весьма преклонном возрасте и сказал Мельгуновой, что вряд ли доживёт до образования монастыря.
Игумен дал послушание иеродиакону о. Серафиму. Отец Серафим смиренно принял возложенное на него послушание, но только через 30 лет, которые саровский подвижник провёл в подвигах молитвы, молчальничества и затвора, он стал активно заниматься устройством дивеевской обители. Агафья Семёновна Мельгунова через несколько дней после разговора с преподобным старцем Серафимом скончалась (1789 г.), приняв пред смертью монашество с именем Александры. Она погребена в Казанском храме, возле алтаря.
После смерти матушки Александры была назначена другая управительница Дивеевской общины, но она не желала слушаться о. Серафима об устройстве общины, поэтому старец решил, что больше ему не нужно заботиться о дивеевских сёстрах.
25 ноября 1825 г. по благословению Божьей Матери вышел из затвора и направился в Саровский лес, посетить места своих прежних подвигов. К нему явилась Божья Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и строго велела не оставлять заповедь матушки Александры: Божия Матерь сказала старцу, что если новая управительница Дивеевской обители его не слушает, не желает жить по уставу, данному матушкой Александрой, то пусть выделит из общины 8 девушек и устроит новую общину по уставу, данному матушкой Александрой. Царица Небесная указала и место для будущей общины: к востоку от Казанской церкви, на краю Дивеева. Она велела обнести это место канавкой; для начала построить там ветряную мельницу и кельи, а затем пристроить к Казанскому храму двухэтажный храм Рождества Христова и Рождества Богоматери.
Преподобный в точности исполнил повеление Божьей Матери. Целый год 67-летний старец рубил лес для будущей мельницы, выкупив лес на свои деньги у Саровского монастыря. Через год участок земли, на который указала Богородица был пожертвован его хозяйкой для устройства общины.
Особое внимание о. Серафим уделял канавке. Он не один раз говорил Дивеевским сёстрам о необходимости начинать рыть канавку, однако они всё мешкали. Однажды ночью дежурная сестра увидела батюшку, который копал канавку. С радостью, что их посетил старец, она позвала сестёр. Те бросились к батюшке за благословением и поклонились ему до земли. Поднявшись же с колен, увидели, что отец Серафим исчез. Только вскопанная земля и оставленные им лопата с мотыжкой свидетельствовали о его посещении.
О значении канавки Преподобный говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная своим пояском измерила. Так что канавка – это стопочки Божье Матери! Кто канавку с молитвой пройдёт до полтораста (150 раз) прочитает «Богородицу», тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев»
К 1830 г. было исполнено другое повеление Божьей Матери: к Казанской церкви была пристроена двухэтажная церковь в честь Рождества Христова и Рождества Богородицы. До закрытия монастыря церковь Казанская оставалась приходской. Но Батюшка всегда говорил, что церковь эта – монастырская, а мирская будет в другом месте.
Ещё во время постройки Рождественских церквей Батюшка Серафим говорил, что в будущем в Дивееве будет большой монастырь, и собственноручно набросал его план.
После освящения Рождественских церквей он занялся приобретением земли под будущий холодный Троицкий собор, и в конце-концов, выкупил её у хозяина.
Собор был заложен в 1849 г., а освещён только в 1875 г.
За 5 лет до своей кончины старец нашёл нового хранителя обители, блаженную, Христа ради юродивую Пелагею Ивановну Серебрянникову. После длительной беседы с блаженной старец до земли поклонился ей и попросил: «Иди, матушка, иди не медля в мою-то обитель, постереги моих сирот, многие тобой спасутся, и будешь ты свет миру!»

Муром

Карачарово

Создание сайта
студия Visual Web
© 2010-2013, агентство «Тур&Сервис»
г.Раменское ул. Чугунова д.15/1