Муром


Древнейший город Муром расположен на левом берегу реки Оки, на границе с Нижегородской областью. Муром богат святынями, оттого и тянутся сюда паломники со всей России.

Первое упоминание о городе находим в «Повести временных лет» 862 г: «…первии насельници в… Муроме – мурома». Мурома – фино-угорское племя, поселившееся на левом берегу реки Оки в V в. По одной из версий мурома переводится как «люди, живущие на возвышенности у воды». К XI-XII вв. племя было полностью ассимилировано прибывающими славянами.

16 августа 1781 г. Муром получил свой обновленный герб. По правилам геральдики при создании герба допускалось использовать только пять цветов («червлень, лазурь, зелень, пурпур, чернь») и два металла (золото и серебро), каждый из которых имел свое значение. Так голубой фон муромского герба символизирует красоту, мягкость, величие, а золото калачей – богатство, справедливость, великодушие. Пурпур владимирского герба, расположенного в верхнем поле, своим достоинством, силой и могуществом защищает жителей Мурома.

Как известно, первым муромским князем стал князь Глеб. В 988 г. от своего отца равноапостольного князя Владимира Глеб получает Муромское княжество. Однако, Глебу так и не удалось править Муромом и жил он в некоторой удаленности от города. Спустя время, Глеб вместе братом Борисом был убит Святополком окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. На княжеском дворе была возведена деревянная церковь (не сохранившаяся до наших дней) во имя Всемилостивого Спаса. У историков есть предположение, что она была расположена на территории нынешнего Спасского монастыря – древнейшего в России.

Впервые монастырь упоминается в 1096 г. в связи с княжеской враждой 70-х г. XI в.

Большой вклад в развитие монастыря сделал царь Иван Грозный. В честь победы над Казанью царем были выделены средства на строительство Спасо-Преображенского собора. Он является единственным муромским храмом XVI в., который сохранился до наших дней почти в первозданном виде.

В советское время (1918 г.) монастырь, как и многие в России был закрыт и передан военному ведомству. На его территории располагались казармы, спортивный зал, а на территории монастырского кладбища расположили плац. Весной 1995 г. монастырь вернули Православной Церкви.

Особо почитаемой святыней Спасо-Преображенского монастыря является икона Богоматери Скоропослушница, написанная в афонском монастыре.

Также в обители находится икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.

2 августа 2006 г. обители была передана рака с частицей мощей и скульптурным образом преподобного Илии Муромца (мощи же святого ныне покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры).

Жемчужиной града Мурома является Свято-Троицкий женский монастырь. Он был возведен на средства купца Тарасия Борисовича Цветнова в середине XVII. За большую помощь и щедрые пожертвования в народе Тарасия стали звать Богданом («Богом данный»). В конце жизни купец принял монашество с именем Тихон и закончил свою жизнь в стенах Благовещенского мужского монастыря.

В 1643 г. по окончанию строительства Троицкого собора было получено разрешение устроить здесь женский монастырь.

В настоящее время женский Свято-Троицкий монастырь ведет активную социальную работу. В стенах обители функционирует пансионат для девочек сирот «Надежда». Здесь девочки получают среднее школьное образование, а далее могут либо уйти в мир, либо остаться в монастыре.

Конечно же, главнейшей святыней Свято-Троицкого монастыря, и всей муромской земли, являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Именно в день памяти святых 8 июля 2008 г. был утвержден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности». Причислены к лику святых благоверные были в 1547 г. В середине XVI в., на основе устных преданий, церковным писателем иеромонахом Еразмом была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Правил Муромом в то время князь Павел, его супругу одолевал блудный змий-оборотень. Княгиня осторожно разузнала у змия, что смерть его ждет только «от Агрикова меча, от Петрова плеча». Петр же был младший брат князя, он добыл меч и сразил змея. Однако капли крови чудища попали на князя и он принял тяжкую болезнь. Тело его покрылось язвами и никто из врачей не в силах был ему помочь. Наслышанный о врачебном искусстве рязанских лекарей Петр отправился на поиски. В тех краях – в селе Ласково и нашли мудрую девушку Февронию, которая по горячей молитве и глубокой вере своей исцелила молодого князя и они обвенчались. В конце жизни благоверные Петр и Феврония приняли монашеский постриг. Супруги отошли ко Господу в один день и час. Еще при жизни они просили похоронить их в одном гробу, но жители Мурома не исполнили из желания, положив их порознь. Каково же было изумление, когда чудесным образом благоверные князь и княгиня оказались в одном гробе.

Паломники со всей России едут в Свято-Троицкий монастырь приложиться к святым мощам супругов, просить помощи в семейных неурядицах, и всем жаждущим, по искренней молитве, помогают святые праведные Петр и Феврония Муромские.

Рядышком с Троицким монастырем расположен Благовещенский мужской монастырь, дата основания которого относится к XVI в. Монастырь был возведен по приказанию царя Ивана Грозного и существовал на выделенные им средства. В память об этом, над крестом центрального купола Благовещенского собора, символично расположена небольшая корона. В начале XVII в. обитель была разграблена, сооружениям был нанесен большой урон. Активное участие в восстановлении храма принимал все тот же купец Тарасий Цветнов. Благовещенский монастырь за свою историю претерпел большое количество изменений и сейчас имеет совершенно отличный от изначального вид.

Поражает своей красотой внутреннее убранство Благовещенского собора. Здесь сохранился древнейший иконостас, установленный в 1797 г. Иконостас состоит из шести ярусов, выполнен в стиле барокко, дорого украшен резьбой с растительными мотивами, на нем расположены старейшие иконы: «Благовещение, «Святая Троица», «Муромские святые на фоне панорамы города». Также в храме находятся древние списки с икон «Иверская Божия Матерь» и «Владимирская».

Особо чтимой святыней Благовещенского собора являются мощи Константина, Федора и Михаила – крестителей муромской земли. Хотя Русь была крещена в 988 г., язычество было еще весьма распространено (вплоть до конца XI в.). Князь Константин вместе со своими сыновьями Федором и Михаилом, и супругой Ириной прибыл на княжение в Муром (переданный ему в удел по решению Любеческого съезда). Жители Мурома не хотели принимать киевского князя и обращаться в веру Христову. Константин в надежде убедить жителей принять его без сопротивления отправил своего сына Михаила. Но язычники убили посланника, бросили его тело за город. Как становится известно из «Повести о водворении христианства в Муроме», возвел Константин княжеский двор недалеко от современного Благовещенского монастыря. Мирное соседство с язычниками было невозможно, в результате безбожники задумали убить князя. Благоверный князь же вышел им навстречу безоружный, держа в руках лишь икону Божией Матери – родительское благословение, привезенную с собой из Киева (впоследствии названной Муромской). Икона «просияла паче солнца», злодеи пали на колени перед образом Богоматери, раскаялись в содеянном и просили князя о крещении. После соблюдения поста, муромляне были крещены в реке Оке.

В советские годы, обитель, как и все остальные в городе, была закрыта, на ее территории были расположены коммунальные квартиры. Однако Благовещенский собор – единственный в городе продолжал функционировать. Знаменательно, что в период с 1945 г. по 1946 г. в нем служил будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Осень 1991 г. была знаменательна для обители – в ней возродилась иноческая жизнь.

В центре города, недалеко от Свято-Троицкого и Благовещенского монастырей находится Николо-Набережная церковь. Строительство церкви было начато в 1700 г., и продолжалось 17 лет. У подножия церкви бьет Никольский родник. Главная святыня этой церкви – мощи святой Иулиании Лазаревской (Муромской).

Карачарово
Дивеево


Создание сайта
студия Visual Web
© 2010-2013, агентство «Тур&Сервис»
г.Раменское ул. Чугунова д.15/1